Кайгородов Дмитрий Никифорович

31.08.1846 – 11.02.1924

Основатель российской фенологии Дмитрий Никифорович Кайгородов родился 31 августа (по старому стилю) 1846 г. в Полоцке. В начале он пошел по пути военной карьеры, но на 20 году жизни ему попалась книга А. Брема “Жизнь птиц”, которая и сделала молодого офицера страстным орнитологом. Осенью 1868 г. он поступает в Петербургский Лесной институт, а затем командируется для усовершенствования знаний по лесной технологии в Саксонию, Швейцарию, Германию и Швецию.

Вернувшись из-за границы в 1875 г., он получает кафедру лесной технологии в Петербургском Лесном институте, которую возглавлял в течении 30 лет.

Страна мало знала Д.Н. Кайгородова как профессора лесной технологии. Зато вся читающая Россия конца ХIХ — начала ХХ века помнила его как исключительного популяризатора природы, своего “русского Брема”. Его популярные книги — “Беседы о русском лесе. Краснолесье, Чернолесье”, “Из зеленого царства”, “Собиратель грибов”, “Наши весенние цветы”, “Наши летние цветы”, “Из царства пернатых” сразу выдержали по 5—8 изданий. В 1889 г. ученый обучал великого князя Михаила Александровича, которому посвятил книгу.

Д.Н. Кайгородов не являлся членом каких-либо природоохранных обществ России начала ХХ века. Как он сам признавался, ему всячески претила какая-либо общественная или административная работа. Вместе с тем его влияние на развитие природоохранного движения в Российской империи огромно. Он — один из авторов первых в России статей в защиту птиц, опубликованных, как правило, в популярных газетах и журналах. Неоднократно поднимал ученый и вопросы сохранения леса. Но главное значение его деятельности, конечно, в том, что он раскрыл читающей публике России красоту родной природы, зажег интерес, любопытство к ней. Д. Кайгородов — один из основоположников этико-эстетического направления в отечественной природоохране. На рубеже двух столетий, наверное, не было в России ученого-естественника, кто так бы обращал внимание своих читателей и слушателей на природную эстетику. Одна из его первых лекций, прочитанных в 1872 г., называлась “О цветке как источнике наслаждения”. Он — автор нескольких популярных статей, где исследует вопрос отображения красивого пейзажа в живописи. Но вершиной творчества Д.Н. Кайгородова является исследование “П.И. Чайковский и природа”, где он показывает благоприятное влияние природной красоты на человека.

“Яркий пример П.И. Чайковского показывает, какую великую роль может сыграть в жизни человека сильно развитое чувство природы. Чувство это, наравне с чувством религиозным (с которым оно близко родственно), прирождено каждому человеку, хотя бы иногда и в зачаточном состоянии, как и всякое другое чувство, оно может быть воспитываемо и развиваемо. Родители и школа должны всемерно заботиться о культивировании этого чувства в нарастающих поколениях, чувства питающего и возвышающего душу и ведущего к “действительному счастью”, столь редкому на нашей планете...” (Кайгородов, 1907).

Одним из первых в России Д.Н. Кайгородов поднял вопрос о необходимости водить школьников (вместо сидения в душных классах на уроках естествознания) на экскурсии в природу. Предложенный им экскурсионный метод, а также воспитание природной красотой оказало большое влияние на русскую педагогическую мысль (в частности, на Б.Е. Райкова). Д.Н. Кайгородов — составитель многих хрестоматий для чтения о природе.

Как выдающийся фенолог, Д.Н. Кайгородов создал в России огромную сеть корреспондентов, привлекая к наблюдениям за природой прессу и большое количество самых разнообразных людей, что также способствовало проявлению в стране интереса к родной природе.

Д.Н. Кайгородов был противником материалистических идей, антидарвинистом, глубоко религиозным человеком, специально занимался изучением богословской литературы. При помощи естествознания он хотел развить в детях интерес и любовь к природе, к родному краю и благоговейное почитание Творца Вселенной — “великого разума, которым все создается и управляется в природе”. К составлению программы естествознания для трех младших классов он был привлечен по личному желанию царя Николая II, который ценил его как воспитателя царской семьи. В объяснительной записке к этой программе ученый писал: “Мы оторвались от природы, перестали ее чувствовать и перестали ее любить. Оторвавшись от природы, мы потеряли здоровье — физическое и духовное. Нужно приблизить подростающие поколения у природе, культивируя в них любовь к ней. Нужно культивировать в школе не мертвую науку о природе, а живую любовь к природе и Божьим творениям, ее составляющим. Думается, что культивирование такой любви в большей мере присуще именно прохождению в русской школе живого, основанного на экскурсиях, русского природоведения, рассматривающего природу по его общежитиях” (Кайгородов, 1907).

Однако из-за того, что ученый имел отношение к воспитанию царской семьи, его взгляды в советское время были признаны реакционными, а книги не переиздавались. Другой причиной являлось то, что многие работы Д.Н. Кайгородова, особенно его хрестоматии для чтения о природе, содержали идею Бога в природе, что противоречило материалистическому подходу к природе.

Умер Д.Н. Кайгородов 11 февраля 1924 г. в Ленинграде.

Литература

01. Кайгородов Д.Н., 1880, Беседы о русском лесе. Краснолесье, Спб. 120 стр.

02. Кайгородов Д.Н., 1881, Беседы о русском лесе. Чернолесье, Спб., 110 стр.

03. Кайгородов Д.Н., 1882, Какие можно было бы рекомендовать правительству меры, немедленное принятие которых, могло бы хотя отчасти задержать быстрый ход лесоистребления.. Лесной журнал, кн. 5—6, приложения.

04. Кайгородов Д.Н., 1888, О кормовых столиках для птиц. Новое время, (январь—февраль?).

05. Кайгородов Д.Н., 1888, Ландшафтная живопись и природа. Новое время, апрель.

06. Кайгородов Д.Н., 1890, Природа на нынешних художественных выставках. Новое время, № 5046.

07. Кайгородов Д.Н., 1891. Польза и вред птиц, таблица, 1 стр.

08. Кайгородов Д.Н., 1891, Привлечение и охранение птиц в садах. Вестник садоводства, плодоводства и огородничества, апрель, стр. 186—189.

09. Кайгородов Д.Н., 1893, О птицах, полезных для плодоводства. Плодоводство.

10. Кайгородов Д.Н., 1896, Пожалейте зимою птичек. Игрушечка, (декабрь—?).

11. Кайгородов Д.Н., 1898, В защиту аистов. Новое время (январь—?).

12. Кайгородов Д.Н., 1901, Школьные экскурсии в природу. Новое время, (октябрь—?).

13. Кайгородов Д.Н., 1905, В защиту щеглов. Новое время (сентябрь—?).

14. Кайгородов Д.Н., 1905, Полезные и вредные птицы. Объяснительный текст и таблицы Фюрста, 8 стр.

15. Кайгородов Д.Н., 1907. П.И. Чайковский и природа. Биографический очерк, Спб, 46 стр.

16. Кайгородов Д.Н., 1907. Объяснительная записка к плану Программы естествознания для младшего концерта (первых трех классов) // Д. Кайгородов, На разные темы, преимущественно педагогические, Спб, стр. 104—118.

17. Кайгородов Д.Н., 1907. Природа в будущей школе // Д. Кайгородов, На разные темы, преимущественно педагогические, Спб, стр. 61—79.

18. Кайгородов Д.Н., 1907. “Майские союзы” и комнатные птицы // Д. Кайгородов, На разные темы, преимущественно педагогические, Спб,
стр. 33—51.

19. Кайгородов Д.Н., 1908, Наглядное изображение пользы и вреда, приносимого нашими птицами (таблица), 1 л.

20. Кайгородов Д.Н., 1909, Птицы и дамы. Новое время (май—?).

21. Кайгородов Д.Н., 1897. Дружба с природой, Спб.

22. Кайгородов Д.Н., 1999. И.И. Чайковский и природа. Природа в будущей школе // Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле, Киев: Киевский эколого-культурный центр, стр. 81—91.

23. Памяти Д.Н. Кайгородова, 1925, Ленинград, 37 стр.

24. Разгон Л.Э., 1983. Душа, открытая природе // Природа, № 5, стр. 56—71.