ПРОГРАММА «ФАУНА»*

НОВАЯ РЕДАКЦИЯ (2003 г.)

«Фауна» — это программа научных и практических мероприятий по изучению и охране животного мира, прежде всего редких видов животных, предназначенная для студенческих природоохранных организаций.

27—29 ноября 2002 г. после двенадцатилетнего перерыва в Киеве прошла VI школа-семинар студенческих ДОП, работающих по программе «Фауна». На ней был обсужден и одобрен новый вариант программы, который публикуется ниже.

* * *

Сохранение биоразнообразия планеты — неотложная задача современности. Охрана всего видового многообразия фауны необходима с различных точек зрения: для обеспечения современных и будущих потребностей человечества (ресурсный подход); для нормального функционирования экосистем, видовое обеднение которых может привести к потере устойчивости (экологический подход); наконец, с позиции экологической этики — каждый биологический вид имеет естественное право на существование, независимо от интересов человека. Именно последние два подхода — экологический и этический — должны стать идейной основой работы студенческих природоохранительных организаций. Все виды животных должны сохраняться вне зависимости от их нынешнего или возможного будущего хозяйственного значения.

Действенную охрану редких видов можно наладить лишь на научной основе. Необходимо знать границы ареала, динамику численности, структуру популяции, биоценотические связи и многие другие аспекты экологии вида. Между тем, экология и распространение значительного числа редких видов изучены еще далеко не достаточно, в том числе и тех, которые занесены в Красные книги различных уровней. Интенсификация научных исследований в этой области по-прежнему остается насущной необходимостью. Разумеется, студенчество, организованное на общественных началах, не может заменить собой работу государственных научных учреждений, однако оно способно — и опыт 1980-х гг. показал это в полной мере — внести существенный вклад в дело изучения редких видов животных.

Другой аспект проблемы — охрана животного мира на местах:

практические мероприятия по созданию охраняемых природных территорий, контроль за выполнением решений местных органов власти по охране фауны, пропаганда охраны животного мира, биотехнические мероприятия и т.п. В конечном итоге, именно от эффективности работы на местах зависит выполнение природоохранного законодательства и общий результат усилий по сохранению редких видов животных и фауны в целом.

*Авторы: В.Н. Зубакин, В.Н. Грищенко, В.Е. Борейко

Цель программы «Фауна» — силами студенческих природоохранных организаций, работающих в контакте с региональными подразделениями

государственных природоохранных служб, обеспечить охрану животного мира в своих регионах на основе специальных научных исследований: изучения видового состава, распространения и численности редких видов животных, их экологии и поведения. Следует подчеркнуть три важных момента. Во-первых, в силу поставленных задач в работу по программе «Фауна» могут включаться лишь те молодежные природоохранные организации, в состав которых входят студенты (или аспиранты) зоологи или охотоведы. Дилетантизм в работе с редкими видами может слишком дорого обойтись природе. Это не означает, что работать по программе «Фауна» могут только студенты-зоологи или охотоведы, однако они должны, хотя бы на первых порах, составлять костяк работающей группы. Во-вторых, научная работа по данной программе требует обязательного воплощения результатов исследований в практической работе по охране фауны. Научные исследования должны завершаться рекомендациями различным учреждениям, приводить к организации охраняемых природных территорий или иметь другой подобный выход в практику; результаты исследований должны быть опубликованы в научной печати. В-третьих, все исследовательские работы должны проводиться с позиций приоритета интересов охраны природы над чисто научными.

Для работы по программе необходимо создать внутри молодежных природоохранительных организаций группы студентов и аспирантов, специализирующихся по зоологии. Обязательно курирование таких групп со стороны специалистов-зоологов. Важное условие успешной работы — постоянный и тесный контакт с региональными подразделениями государственных природоохранных служб, другими природоохранными организациями.

При проведении работ по программе «Фауна» от студентов требуется достаточно высокая степень профессионализма. Это, а также непрерывное обновление состава, характерное для студенческих природоохранительных организаций, ставит задачу организации постоянного обучения участников работ. Как показал опыт 1980-х гг., одним из важнейших результатов десяти лет работы по программе стала подготовка кадров квалифицированных специалистов по охране животного мира. Ныне эти специалисты работают в системе заповедников, в государственных природоохранных службах, учреждениях и организациях.

Для обучения методам работы по программе и с целью обмена опытом раз в несколько лет проводятся специальные школы-семинары. Хороший результат с точки зрения обучения новичков дают совместные экспедиции, в которых участвуют как дружины, имеющие опыт работ по «Фауне», так и организации, только приступающие к таким работам.

Координация деятельности по программе «Фауна» осуществляется в рамках Движения ДОП. Координатор программы «Фауна» выбирается на конференциях Движения. Для сохранения преемственности поколений избирается куратор (или кураторы) из числа специалистов-зоологов, долгое время работавших по программе «Фауна».

РАЗДЕЛ I.

ПОИСК МЕСТ ОБИТАНИЯ РЕДКИХ ВИДОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ ОХРАНЫ

С этого раздела лучше всего начинать работу по программе. Именно он в наибольшей степени связан с романтикой полевых выездов, что немаловажно для молодежной организации. Цель работы — выявление и последующая охрана мест обитания видов животных, занесенных в Красные книги и списки редких видов соответствующих государств или регионов.

Следует, однако, иметь в виду, что по сравнению с концом 1970-х гг., когда работы по программе только начинались, фауна редких видов животных многих регионов ныне изучена несравненно лучше. Поэтому, чтобы не распылять силы и не дублировать уже сделанное, перед началом работы по данному разделу необходимо войти в контакт с природоохранными организациями и учреждениями, имеющими информацию о местах обитания редких видов вашего региона. Это, прежде всего, региональные подразделения государственных природоохранных учреждений и служб, которым поручены ведение Красных книг и организация охраны редких видов в своем регионе. Это территориальные подразделения (отделения) общественных организаций, занимающихся охраной животного мира. В качестве примера таких организаций можно привести Союз охраны птиц России и Украинское общество охраны птиц, которые проводят поиск так называемых ключевых орнитологических территорий — участков суши и водной поверхности, имеющих важнейшее значение для птиц в качестве мест гнездования, линьки, зимовки и остановок на пролете. Сотрудничество с подобными учреждениями и организациями позволит определить степень изученности своего региона в отношении редких видов животных, выявить «белые пятна» и «лакуны», на которых и нужно сконцентрировать свои усилия.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ

1 этап — поиск. Он может проводиться различными методами — анкетированием местного населения, опросом научных работников, работников лесного и сельского хозяйства, охотников, учителей и т. п.

2 этап — обследование выявленных мест. Нужно выяснить, какие редкие виды обитают на данной территории, их численность, состояние, факторы угрозы. Обследование желательно проводить комплексно — в одном и том же месте могут обитать редкие птицы, млекопитающие, насекомые.

3 этап — определение мер, необходимых для сохранения обнаруженных мест обитания. Во многих случаях желательна организация особо охраняемых природных территорий. Однако иногда в этом нет необходимости. Возможны и другие меры — проведение биотехнических мероприятий (например, укрепление или защита гнезда редкого вида), разъяснительная работа среди населения и т.п.

4 этап — проведение необходимых работ и контроль состояния мест обитания.

МЕТОДЫ СБОРА ДАННЫХ О РЕДКИХ ВИДАХ ЖИВОТНЫХ

При подготовке к работе по I разделу, помимо налаживания контактов с природоохранными службами и организациями, о которых было упомянуто выше, следует досконально изучить имеющуюся литературу по фауне данного региона и выяснить, какие редкие виды (особенно из числа занесенных в Красные книги) обитают здесь или обитали в недавнем прошлом. Необходимо наметить пункты, где встречи таких животных наиболее вероятны в настоящее время. Эти пункты необходимо обследовать. Информация, полученная путем опроса или анкетирования, должна проверяться выездом на место, поскольку полученные таким способом сведения нередко оказываются неточными, а иногда и ложными. Данные о распространении некоторых редких видов можно собрать попутно во время выездов по борьбе с браконьерством и другой дружинной работы, а также во время студенческих практик.

Одним из результативных методов сбора информации о распространении крупных и заметных животных служат конкурсы по выявлению мест обитания и гнездования редких видов — «Сокол», «Беркут» и т. п. Подробная методика проведения таких конкурсов опубликована (смотри, например, Мищенко и др, 1989). Нужно только помнить, что в число объектов поиска не должны попадать виды, пользующиеся большим коммерческим спросом — например, крупные сокола (кречет, сапсан, балобан).

Для получения наиболее точных данных о видовом составе, распределении и местах обитания редких видов животных необходимо проведение ежегодных экспедиций регионального масштаба. Такие студенческие экспедиции, работая в наиболее интересных в фаунистическом отношении местах, могут собрать богатый материал по редким видам определенного района. Помимо экспедиций, следует практиковать также поездки специальных выездных групп студентов-зоологов в выходные дни. Подобные поездки и экспедиции желательны как зимой (изучение видового состава и количественный учет млекопитающих по следам, опросы местного населения), так и в весенне-летний период (изучение орнитофауны, герпетофауны и фауны безпозвоночных). Необходимое условие для участников таких поездок — хорошее знание фауны своего края и умение определять по следам и полевым признакам вид животного.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФАУНЫ РЕДКИХ ВИДОВ СВОЕГО КРАЯ

Результатом фаунистических исследований должна стать инвентаризация всех мест обитания и размножения редких видов животных в регионе. Особое внимание следует уделять видам, занесенным в Красные книги различного ранга, однако ограничиваться только такими видами не следует. Пристального внимания заслуживают места обитания всех остальных редких видов региона, колонии птиц и летучих мышей, групповые поселения сурков и некоторых других млекопитающих, места массового размножения и участки с большой численностью насекомых-опылителей, места остановок на пролете большого числа птиц, участки с массовым размножением охотничье-промысловых птиц и другие важные с точки зрения науки и охраны природы территории и зооценозы.

Данные о распространении и численности редких животных (особенно видов, занесенных в Красные книги) представляют большой научный интерес, поэтому их публикация в научной печати должна рассматриваться в качестве одного из важных итогов исследований. Однако публиковать информацию о распространении некоторых редких видов из числа пользующихся коммерческим спросом надо с осторожностью, по возможности избегая сообщения точных сведений о местах их обитания.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ООПТ И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ СОСТОЯНИЕМ

Проектирование заказников и других форм ООПТ может быть осуществлено в ходе тех же студенческих экспедиций. В дальнейшем студенты должны предложить свою помощь региональным природоохранным службам в процессе организационного оформления решения соответствующего органа власти о создании ООПТ. После выхода решения в свет на очередь дня становится задача контроля за соблюдением режима данной особо охраняемой природной территории.

Важная работа — обследование состояния уже существующих фаунистических заказников и памятников природы, сведения о расположении и охранном режиме которых можно получить в региональных подразделениях государственных природоохранных служб. Нередко такие заказники и памятники природы оказываются функционирующими лишь на бумаге. Нужно периодически проверять соблюдение установленного на ООПТ режима, наличие аншлагов. В случае выявления нарушений, необходимо составить акт и передать его :в соответствующие природоохранные органы, поднять вопрос в печати. Работу по контролю за состоянием фаунистических заказников можно проводить как попутно во время экспедиций и исследовательских выездов, так и организовывать для этого специальные выезды.

ПАСПОРТИЗАЦИЯ МЕСТ ОБИТАНИЯ РЕДКИХ ВИДОВ

Не все выявленные места обитания редких видов животных удается взять под охрану путем создания заказников или памятников природы. Это требует много времени и сил, нередко все упирается в несогласие землепользователя. В некоторых случаях можно пойти другим путем: провести паспортизацию постоянных мест обитания редких видов — например, гнезд «краснокнижных» видов хищных птиц и черного аиста. Землепользователю выдается паспорт или охранная грамота гнезда, где указывается точное место его расположения, вид гнездящейся птицы, радиус охранной зоны вокруг гнезда; должно быть сказано также, какая деятельность запрещается в охранной зоне и в какой период. Паспортизация даст необходимую информацию работникам лесного хозяйства о ценности того или иного гнезда и в какой-то мере поможет установить их ответственность за его сохранность.

Охранная грамота на каждое гнездо должна составляться в двух экземплярах, один из которых будет выдаваться землепользователю, другой — оставаться в дружине или организации, проводящей паспортизацию. Эта работа может быть проведена на качественно более высоком уровне, если дружина выступит инициатором принятия решения местного органа власти о проведении паспортизации и подготовит проект такого решения. В нем должен быть указан перечень видов, гнезда которых подлежат паспортизации, размеры охранных зон вокруг гнезд конкретных видов, запрещенные виды деятельности на территории таких зон. Решение должно обязать органы лесного хозяйства принять меры по охране гнезд, на которые выдана охранная грамота, и исключить территорию охранных зон из планов сплошных рубок и других работ. Имея такое решение и копии охранных грамот, можно будет проводить периодический контроль за состоянием гнезд редких видов.

КЛЮЧЕВЫЕ ОРНИТОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРРИТОРИИ

Выше уже было сказано о ключевых орнитологических территориях, инвентаризацию которых проводят Союз охраны птиц России и Украинское общество охраны птиц.

К ключевым орнитологическим территориям в первую очередь относятся:

• места обитания видов птиц, находящихся под глобальной угрозой исчезновения;

• места с относительно высокой численностью редких и уязвимых видов (подвидов, популяций), в том числе занесенных или намеченных к занесению в международную и национальные Красные книги;

• места обитания значительного числа эндемичных видов, а также видов, распространение которых ограниченно одним биомом;

• места формирования крупных гнездовых, линных, пролетных, зимовочных и других скоплений птиц.

Дружинам по охране природы целесообразно подключиться к этой работе, их помощь в выявлении, мониторинге и охране ключевых орнитологических территориях может оказаться очень весомой. Что нужно делать конкретно — изложено в методическом пособии «Памятка хранителя ключевых орнитологических территорий» (Свиридова, Коновалова, 2002), получить которую можно в Союзе охраны птиц России.

Каталоги выявленных ключевых орнитологических территорий международного значения Украины и Европейской России опубликованы (Микитюк, 1999; Свиридова, 2000).

По всем вопросам, связанным с ключевыми орнитологическими территориями, можно обращаться в Союз охраны птиц России (111123, Москва, шоссе Энтузиастов, д. 60, корп.1; rbcu@оnline.ru) и в Украинское общество охраны птиц (Киев — 103, а/я 13, 01103;

utop@iptelecom.net.ru).

ОТКЛИКИ И ПИСЬМА В ПОДДЕРЖКУ

Долг каждой организации, работающей по программе «Фауна», откликаться на публикации в прессе, посвященные охране животного мира, а также направлять, по просьбе соратников по природоохранной деятельности, письма в поддержку того или иного заповедника или природного объекта, над которым нависла очередная угроза, составлять письма-протесты против неразумной хозяйственной деятельности, угрожающей редким видам, и т.д. Такие письма и отклики, если они приходят в массовом количестве, помогают отклонить или хотя бы приостановить опасные хозяйственные проекты.

РАЗДЕЛ П.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

В этот раздел входит изучение различных аспектов экологии, поведения, динамики численности редких видов — т.е. темы, работа по которым требует большей квалификации.

Обязательное условие выполнения данного раздела: исследования должны осуществляться только лицами, имеющими опыт зоологических работ, под руководством опытного специалиста-зоолога. Наблюдения за редкими видами следует проводить с особой осторожностью, чтобы исключить возможность гибели взрослых особей или их потомства по вине исследователя. Категорически запрещается отлов, отстрел, сбор особей, кладок и гнезд редких видов для коллекций, а также различные полевые эксперименты, могущие прямо или косвенно привести к гибели животных или их потомства. В отношении редких видов птиц и млекопитающих, которые в большой степени подвержены отрицательному воздействию фактора беспокойства, следует использовать преимущественно дистантные методы исследования, детальное обследование гнезд и логовищ допустимо только после окончания сезона размножения.

ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИИ И ПОВЕДЕНИЯ РЕДКИХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ

Детали экологии и поведения редких видов изучены недостаточно, а по многим из редких видов информация вообще крайне скудная, поэтому сбор и публикация любых научных данных будет серьезным вкладом в практическую природоохранную работу. Собранные материалы должны обобщаться и публиковаться, не опубликованное — не есть достоянием науки, какие бы серьезные открытия не были сделаны.

Для работы по этому подразделу могут организовываться студенческие экспедиции как на территории своего края, так и в других регионах. Возможно проведение междружинных экспедиций. Подобные исследования могут быть темами курсовых и дипломных работ студентов, активно работающих по программе «Фауна». В таких исследованиях особое внимание следует обратить на следующие аспекты:

• ареал вида, его динамика;

• структура ареала вида, «узловые точки» и «силовой каркас». ареала;

• среда обитания вида;

• численность и ее динамика;

• половая и возрастная структура популяции;

• роль вида в экосистеме;

• устойчивость популяций к воздействию абиотических и биотических факторов;

• устойчивость популяций к воздействию антропогенных факторов;

• эффективность существующих форм и методов охраны. Важны также исследования, направленные на изучение поведения, экологии размножения, питания, уточняющие систематическое положение и родственные связи редких видов и т. д.

Пристального внимания заслуживают редкие виды беспозвоночных и низших позвоночных животных. Скудность данных по экологии этих групп животных и относительная малочисленность исследователей тормозит в настоящее время разработку эффективных форм и методов охраны таких видов.

ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ В УСЛОВИЯХ АНТРОПОГЕННОГО ЛАНДШАФТА

Цель исследований по данному подразделу — выявить «узкие места» в экологии и поведении редких видов, т.е. выяснить причины, по которым одни виды хорошо выдерживают антропогенный пресс, а другие становятся редкими и вымирают.

Для этого следует:

• изучать направленность изменений фаунистического комплекса территории, подвергающейся интенсивному хозяйственному использованию;

• проводить сравнительное изучение деталей экологии и поведения обычных и редких видов одной систематической группы животных.

Подобные сравнительные исследования желательно проводить:

а) в группах видов, численность которых человек стремится ограничить (так называемые «вредители»); б) в группах видов, служащих объектом промысла; в) в группах видов, практически не подвергающихся преследованию со стороны человека.

РАЗРАБОТКА ЩАДЯЩИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЙ

Речь в данном подразделе идет о разработке и внедрении в научно-исследовательскую практику и практику обучения студентов таких методов исследовании, которые исключают или заметно ослабляют негативное воздействие исследователя на объект его исследований. Сюда относится снижение воздействия фактора беспокойства, ограничение сбора животных (в том числе, беспозвоночных) для коллекций и экспериментов и т.д.

МОНИТОРИНГ ЧИСЛЕННОСТИ РЕДКИХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ

Перспективное направление работы по II разделу программы — многолетний контроль за численностью редких видов животных на территориях, выявленных в ходе работ по I разделу. Ежегодные учеты численности, проводимые одновременно и по единым методикам, дадут картину динамики численности вида в регионе, а при участии молодежных природоохранительных организаций нескольких регионов — на гораздо больших по площади территориях (в идеале — по всему ареалу вида). Помимо редких видов следует уделять внимание и так называемым видам-индикаторам, изменение численности которых будет сигнализировать об изменениях природной среды отдельных районов и целых регионов.

Силами студенческих экспедиций и выездов можно проводить регулярные учеты численности в крупных колониях или в основных местах зимовки птиц, ежегодно проверять заселенность гнезд редких видов хищных птиц, черного аиста и т.д.

РАЗДЕЛ III.

ПРОПАГАНДА ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА

Пропаганда охраны животного мира имеет две основные задачи:

1. Изменение ценностного отношения людей к диким животным путем осознания их как самоценных существ (вне зависимости от их вреда или пользы для человека) и имеющих естественные права на жизнь, свободу и др. Такой подход означает, что все виды фауны должны охраняться ради них самих, просто потому, что они существуют на Земле.

2. Решение практических задач охраны природы, например:

1) разъяснение и пропаганда законодательных актов, норм международного права, решений местных органов власти, направленных на охрану и рациональное использование животного мира;

2) разъяснение основных принципов экологии, распространение зоологических и экологических знании;

3) пропаганда охраны животных, занесенных в Красные книги стран СНГ и их регионов;

4) разъяснение значимости охраняемых природных территорий;

5) привитие аудитории конкретных навыков охраны животного мира, поднятие престижа профессий зоологов и природоохранников;

6) пропаганда передового опыта охраны животных;

7) критика нарушений законодательства об охране животного мира;

8) предостережение в отношении негативных результатов хозяйственной деятельности, которые можно предсказать.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЫ

1. Периодическая печать. Наиболее подходящими для ДОП являются районные газеты, ориентированные на сельскую аудиторию.

2. Наглядная пропаганда. Хорошо зарекомендовали себя плакаты, рассказывающие о редких видах фауны, или информационные листовки о том, как можно помочь этим видам. Выставки следует организовывать в фойе кинотеатров, в школах, детских садах, на вокзалах.

3. Устная пропаганда. Лекции и беседы по-прежнему остаются эффективным средством для работы в школах, коллективах рыболовов и охотников.

4. Сайты по охране фауны. Создание сайтов фаунистической направленности может эффективно способствовать самообразованию самих членов ДОП, работающих по программе «Фауна», а также служить важным источником информирования журналистов, пишущих на природоохранные темы.

5. Другие эффективные методы пропаганды:

а) проведение массовых пропагандистских кампании по типу конкурса «Беркут» и операции «Лелека» с привлечением многих средств массовой информации — различных газет, радио, телевидения, наглядной и устной пропаганды, с рассылкой информационных писем, а также поощрением активных участников кампаний;

б) проведение театрализованных праздников, представлений, шествий по типу Дня птиц. Праздника Аиста, рассчитанных, в основном, на школьную молодежь;

в) возрождение народной охраны природы, создание новых, популяризация старых народных природоохранных традиций, обычаев, обрядов, поверий; борьба с экологически вредными слухами, поверьями, обрядами, обычаями, «модой» на лекарственные препараты из частей тела животных;

г) пропаганда действием: организация постоянно действующих групп общественности по охране и оказанию помощи редким видам животных (общественные отделы по оказанию помощи редким видам при зоопарках, группы по спасению земноводных во время миграций через дороги, клубы Айболита и т.д.);

д) использование символики в пропаганде охраны животных путем организации конкурсов и выставок эмблем, гербов, знаков, пропагандирующих редкие виды; использование ее в народном творчестве.

МОНИТОРИНГ ПРОПАГАНДЫ

Следует помнить, что работа по данному разделу может считаться успешной, если проводится не от случая к случаю, а ведется комплексно и постоянно. Для более точного выяснения ее эффективности следует периодически проводить социологические исследования.

РАЗДЕЛ IY

БИОТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ

РЕДКИХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ

В последнее время во многих странах все большее распространение получают "интенсивные" методы охраны редких видов, основанные, в отличие от "экстенсивных" (запрет добычи, создание охраняемых природных территорий, консервация генома и т.п.), на активном вмешательстве человека в жизнь спасаемого вида. Они особенно необходимы там, где обычные способы охраны уже не дают результата из-за сильных антропогенных изменений среды обитания или катастрофически низкой численности. Термин "биотехнические мероприятия" появился в охотоведении. Под ним подразумевают деятельность человека, направленную на повышение продуктивности охотугодий. В более широком смысле, применительно к охране редких видов животных, биотехническими мероприятиями можно назвать деятельность человека по оптимизации условий обитания редких видов с целью повышения или стабилизации их численности. В наших странах из богатейшего арсенала биотехнических мероприятий для охраны редких видов до сих пор используется лишь незначительная их часть: разведение и реакклиматизация, подкормка, устройство искусственных угодий и некоторые другие.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.

1. Первый этап работы по 1У разделу – подготовительный. Нужно определить круг редких животных региона (не обязательно "краснокнижных"), которым необходима и реальна помощь путем проведения биотехнических мероприятий. При этом нужно учитывать: 1) насколько данный вид нуждается в помощи; 2) он должен иметь хотя бы минимальную численность в регионе, которая позволит оценить эффективность проводимых мероприятий (не целесообразно поэтому браться за помощь виду, который на территории региона практически не встречается); 3) возможность ДОП и местных организаций.

2. Определение круга биотехнических мероприятий, которые реально смогут поднять или хотя бы стабилизировать численность данного вида в регионе. Для этого они должны быть направлены, прежде всего, на нейтрализацию основных факторов, лимитирующих численность. Например, бесполезно строить искусственные гнездовья для редких птиц, если для них нет соответствующей кормовой базы.

3. Проведение конкретных мероприятий. Нужно стремиться привлекать к сотрудничеству различные государственные и общественные организации, использовать их как источник финансирования, стройматериалов и т.п. Дружина по охране природы может выступать инициатором даже таких мероприятий, которые ей одной не по силам.

4. Изучение эффективности проводимых мероприятий. Для того, чтобы выяснить, есть ли какой-либо толк от таких мероприятий, нужно ли проводить их дальше, следует ли вносить какие-либо изменения и т.п., надо внимательно следить за тем, как влияют биотехнические мероприятия на данный вид – по возможности проводить периодически учеты численности, выяснить заселяемость искусственных гнездовий, выживаемость выпущенных из питомника животных и др.

5. Пропаганда успешно проведенных биотехнических мероприятий, внедрение их в широкую практику.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

Весь набор возможных биотехнических мероприятий можно разделить на три категории:

а) те, которые ДОП может провести своими силами (постройка искусственных гнездовий, ограждение мест размножения от разрушения человеком и животными и др.);

б) мероприятия, в которых ДОП может выступать инициатором и одним из практических исполнителей (организация подкормки, организация питомников по разведению редких видов и др.);

в) о проведении многих мероприятий дружина может лишь поставить проблему перед соответствующими организациями и добиваться ее решения (снижение гибели животных на технических сооружениях и при уборке урожая, охрана видов, служащих основным источником корма и др.). Одни и те же мероприятия у разных дружин могут попадать в разные категории в зависимости от возможностей ДОП.

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ БИОТЕХНИЧЕСКИХ

МЕРОПРИЯТИЙ.

1.Оптимизация условий размножения (создание искусственных мест размножения и защита существующих, поддержание оптимального состояния).

2. Оптимизация защитных условий среды обитания (устройство зарослей и различных укрытий).

3. Оптимизация условий зимовки (создание укрытий для зимовки, ограждение от разрушения мест зимней спячки, подкормка, аэрация водоемов в местах зимовки редких рыб).

4. Оптимизация кормовой базы (посадка кормовых растений, подкормка, улучшение естественных и устройство искусственных водопоев и др.).

5.Защита от стихийных бедствий и последствий человеческой деятельности (защита от паводков, снижение гибели животных на дорогах, ЛЭП, трубопроводах, полях, переселение с разрушаемых мест обитания).

6. Искусственное повышение численности редких видов животных т восстановление их прежнего ареала (разведение в неволе с последующим выпуском в природу, переселение из мест с повышенной численностью).

7. Создание реабилитационных центров для редких видов (при участии специалистов и работников соответствующих отделов зоопарков), а также распространение методик выхаживания раненых и больных животных среди дружин по охране природы.


ПРИ РАБОТЕ ПО 1У РАЗДЕЛУ НУЖНО УЧИТЫВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МОМЕНТЫ

1. Не менее важна, чем осуществление самих мероприятий, разработка конкретных методов их проведения в внедрения в широкую практику.

2. При пропаганде и распространении опыта нужно опираться на существующие народные традиции: выявлять, возрождать, поддерживать, создавать новые традиции путем интенсивной пропаганды, проведения массовых кампаний и т.д.

3. Методику проведения различных биотехнических мероприятий, организацию кампаний по их пропаганде и широкому внедрению целесообразно сначала отработать на более обычных видах. Например, постройку искусственных гнездовий для хищных птиц и черного аиста – на белом аисте. Приучив население к проведению биотехнических мероприятий для более обычных видов, легче будет перейти к редким. В силу малой численности редких видов биотехния на первых порах может не дать ощутимых результатов, а это приведет к утрате интереса к ней у многих членов ДОП и других заинтересованных лиц. Если же будут определенные предварительные успехи, подобного исхода можно будет избежать.

4. При осуществлении биотехнических мероприятий нужно учитывать их необходимость. Если природа может обойтись своими силами, если можно ограничиться поддерживающими мероприятиями, проведение многих "интенсивных" мероприятий нецелесообразно. Нельзя превращать животных в иждивенцев и еще более усиливать их зависимость от человека. Перед осуществлением мероприятий, приводящих к значительным изменениям в природной среде, нужно хорошо продумать и предвидеть возможные последствия – причем не только для видов, на которые эти биотехнические мероприятия направлены. Следует учитывать, что для ряда работ (отлов, расселение, содержание в питомниках и др.) необходимо разрешение органов, ведающих охраной животного мира.

5. Для эффективности проводимых биотехнических мероприятий нужно хорошо знать экологию данного вида. Желательно иметь научного руководителя или консультанта из числа ученых-зоологов.

6. Для того, чтобы выбрать наиболее эффективные и необходимые в данных условиях биотехнические мероприятия, нужно знать численность вида в регионе, тенденции к ее изменению и факторы, ее лимитирующие.

7. В силу приведенных выше причин успешная работа по 1У разделу может вестись только в тесном контакте и взаимодействии с работой по другим разделам программы "Фауна" – поиском мест обитания редких видов, организацией заказников, изучением тчисленности и экологии, пропагандой.

* * *

Деятельность студенческих дружин по охране природы находится в постоянном развитии, для нее характерен непрерывный поиск новых путей и форм работы. Поэтому программу "Фауна" не следует считать чем-то раз и навсегда данным и застывшим. В ней неизбежно будут возникать новые разделы, охватывающие перспективные направления работы. Формулирование этих разделов – задача новых поколений "фаунистов".