Биоразнообразие как ценность

К сожалению, для многих биоразнообразие и вся природа в целом имеет сугубо прагматическую ценность и поэтому рассматривается ими не более чем кладовая для потребностей человека и свалка для захоронения произведенных им отходов. При такой низкой, циничной и утилитарной оценке биоразнообразия защитить и сохранить его невозможно. Ценность диких животных, растений, микробов, природных экосистем не может быть низведена только до полезности для людей.

Ценности биоразнообразия, дикого животного или растения — это своего рода ее «полезности». Эти «полезности» можно разбить на две категории: «полезности» для себя и «полезности» для других. «Полезность» для себя называется внутренней ценностью, а «полезности» для других — внешними ценностями.

Например, рябина обладает внутренней ценностью (самоценностью), полезностью только для себя, а также целой группой внешних ценностей — эстетической, экономической, научной, экологической — полезных для человека, которого вдохновляет своей красотой, для снегирей, которых подкармливает зимой, для различных насекомых, которым служит домом.

Внутренняя ценность полезна только для рябины и бесполезна для снегиря, жука и человека. Маркс, Смит и многие современные экономисты считали и считают, что у биоразнообразия нет стоимостного выражения, пока люди не затратят на него свой труд. Однако это не верно. С точки зрения экологической этики, рябина и жук имеют самостоятельную внутреннюю ценность, которую невозможно оценить деньгами. Можно предположить, что внутренняя ценность рябины состоит в ее интересе, воле, желании, стремлении к жизни, свободе, размножению, счастью, а также в продолжении существования. В отличие от рябины, табуретка внутренней ценностью не обладает. У нее нет воли, интереса, желания, стремления. Табуретку не заботит ни проблема выживания, ни проблема сохранения жизни. Табуретка имеет только «полезности» для других, то есть только внешние ценности.

Согласно экологической этике тот, кто имеет внутреннюю ценность (или «полезность» для себя), обладает моральным статусом, моральными (естественными) правами и считается моральным партнером (субъектом).

Следует отметить, что внутренняя ценность всех живых существ одинакова, равна, в то время как их внешние ценности могут значительно различаться. Например, хозяйственная и эстетическая ценность оленя гораздо больше, чем сони.

Понятие внутренней ценности позволяет отказаться от экономической оценки любого живого существа или любой экосистемы. Становится уже неважным, имеет ли дикое животное или растение значительные внешние ценности или нет, полезно оно или нет для человека.

Внешние ценности, в свою очередь, делятся на экономические и неэкономические. К экономическим ценностям относятся такие, стоимость которых можно подсчитать. Стоимость неэкономических, наоборот, подсчитать очень трудно или невозможно.

Долгое время, да и по сей день в оценке биоразнообразия обращали внимание исключительно на экономическую, то есть хозяйственную ценность. Ценность оленей и лосей измеряли ценой их мяса и охотничьих трофеев, ценность бобров, белок и зайцев — ценой их меха, ценность женьшеня — ценой лекарственного сырья и т.п. Такой дисбаланс в оценке биоразнообразия приводил и приводит к цинично-потребительскому и антропоцентрическому отношению к диким животным и растениям, тормозит меры по их защите.

Давайте разберем, какими внешними ценностями обладает амурский тигр.

ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Хозяйственная.

Шкура тигра обладает значимой хозяйственной ценностью, высоко ценится на черном рынке. По сути это во многом стало причиной его уничтожения.

ВНЕШНИЕ НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Эстетическая.

Тигр является необыкновенно грациозным и красивым зверем Дальнего Востока, украшая собой дикую природу этого края.

Научная.

Тигр представляет собой интересный природный объект для ученых-зоологов, его биология, поведение, экология еще мало изучены.

Символическая.

Амурский тигр — это широко известный символ Дальнего Востока. Трудно представить себе этот край без тигра.

Религиозная.

Тигр является священным зверем, тотемом у многих местных народов.

Этическая.

Тигр является источником нашей любви к нему и уважения. Его этическая ценность заключается в возможности направлять на него как редкого и красивого зверя свою привязанность и заботу, чувствуя при этом этическую ответственность за его выживание.

Экологическая.

Тигр является важным элементом в трофической цепи дикой природы Дальнего Востока.

Ценность вдохновения.

Своим великолепным видом, одним своим существованием тигр вдохновляет людей искусства — поэтов, писателей, музыкантов, художников на создание художественных шедевров.

Образовательная.

Тигр, как знаковый зверь, является важным элементом в экологическом и натуралистическом образовании местного населения.

Неосознанные (неизвестные) ценности.

Естественно, тигр обладает не только вышеперечисленными внешними неэкономическими ценностями. Многое еще находится вне человеческого ума и опыта, многое еще нам предстоит оценить в тигре и понять.

Ценности биоразнообразия вызывают соответствующие природоохранные мотивации. Например, одни люди будут участвовать в охране тигра по причине его красоты и символической ценности, другие — по причине его значимой научной ценности, третьи, исходя из религиозной или экологической значимости. Поэтому так важно разъяснять людям различные ценности того или иного живого существа. А не только его хозяйственную ценность.

Как правило, нематериальные ценности биоразнообразия являются более важными, чем материальная, экономическая (хозяйственная) ценность. На примере оценки тигра мы убедились, что значимость его экологической, научной, эстетической, символической и других нематериальных ценностей гораздо выше, нежели цена шкуры тигра. Но изо всех ценностей животного или растения важней всего его внутренняя ценность.

Поэтому очень важно добиваться, чтобы внутренняя ценность и внешние нематериальные (неэкономические) ценности биоразнообразия получали важную оценку и защиту. Нужно учить людей дорожить и уважать нематериальные ценности природы. С позиции экологической этики именно нематериальные ценности биоразнообразия должны цениться выше материальных, утилитарных, хозяйственных. Ведь никто не будет из полотен Рембранта шить мешки для муки. Нематериальные ценности очень важны и для самих людей. Ибо они, как писал американский эколог Р.Парсон, «питают высокие идеалы, возвеличивающие судьбы народов» (121).