Принципы экоэтического отношения к дикой флоре и фауне

Современный американский экофилософ Барри Лопез считает, что «философия наших отношений с дикими животными (и растениями — В.Б.) в западном мире — также ущербна и нуждается в постоянном внимании» (12).

Требуется разработка особых этических принципов отношения человека к биоразнообразию, основанных на современной экологической этике. Этические принципы отношения к дикой флоре и фауне создают внутренние, нравственные барьеры, особые «табу», запрещающие, разрешающие или регламентирующие определенные действия по отношению к видам и особям диких животных и растений. Они играют роль этического идеала, делая наши действия в отношении диких животных и растений более моральными.

1. Принцип невмешательства (не вмешивайся).

Это один из главных этических принципов в отношении дикой флоры и фауны. Долг невмешательства означает стараться не вмешиваться в свободу как индивидов живых существ (флора, фауна), так и популяций целых видов, биотических сообществ. Запрет на вмешательство в их жизни означает, что мы обязаны не пытаться манипулировать, «управлять» диким особями и видами, контролировать или изменять ход их жизней.

2. Принцип невредительства (не навреди).

Этот принцип включает обязанность стараться не убивать ни один дикий живой организм, не губить популяции живых диких видов флоры и фауны, биотические сообщества, а также воздерживаться не только от действий, но и от ругательств или слов, которые могут принести животным боль.

3. Принцип соблюдения прав дикой флоры и фауны (соблюдай права дикой фауны и флоры).

Этот принцип означает по возможности максимальное соблюдение прав диких особей и видов флоры и фауны, главными из которых являются права на жизнь, свободу и процветание.

4. Принцип справедливого возмещения (компенсируй ущерб).

Если человек под воздействием моральных аргументов нарушает один из вышеперечисленных этических принципов отношения к дикой флоре и фауне, он совершает «узаконенное зло». Поэтому на него возлагается определенное обязательство минимизировать данное зло путем справедливого возмещения или компенсации. Причем, чем больше нанесен ущерб, тем больше требуется компенсация. Во всех случаях компенсационные меры принимают форму того или иного содействия защите блага особей или видов диких живых существ. Это может быть создание нового заказника для их охраны, условий для мест гнездования или обитания и т.д.

Именно на основе невмешательства и невредительства будет развиваться новая культура отношений с природой. Если же данные моральные принципы не выполняются, то должны последовать моральные санкции, разработка которых является одной из насущных задач экологической этики.