Доброжелательность, сострадание, уважение и эмпатия к дикой фауне и флоре

Очень важно не только дать человеку знания экологии и экологической этики, но и воспитать в нем такие качества как доброжелательность, сострадание (жалость), сочувствие (эмпатию) и уважение к диким животным и растениям. Эти душевные качества в первую очередь нужны для реализации идей экологической этики.

Многие великие люди подавали пример сострадания и сочувствия к дикой фауне и флоре. У. Шекспир писал: «Бедное раздавленное насекомое страдает так же, как умирающий гигант». Доброжелательность означает способность и склонность человека придавать первостепенное значение достижению блага дикого животного и растения.

Сострадание означает склонность человека чувствовать грусть или уныние при виде страдания живых существ, а также склонность воздерживаться от причинения зла или вреда диким животным или растениям. Сострадательный человек не пойдет на охоту, не будет рубить живое дерево, рвать редкие цветы. Он выступит против любой жестокости. Если существо страдает, то нет морального оправдания отказаться предупредить это страдание. Сочувствие и заботливость — довольно тесно связанные моральные качества, предполагающие беспокойство о благополучии дикого животного или растения, готовность взять на себя ответственность содействовать благу живого существа и защищать его.

Уважение к другим животным и растениям предполагает хорошие действия к ним вне зависимости от наших чувств и предрасположенности. Нужно научиться уважать достоинство всех без исключения: лося и дятла, пескаря и ландыша, муравья и мухомора, серой вороны и короеда. Эмпатия — это способность чувствовать за другого. Доктор биологических наук, профессор Московского университета А.В. Олескин пишет: «Эмпатия ведет к двустороннему контакту между человеком и познаваемым живым существом. Дети, для которых особенно характерна эмпатия, часто устанавливают особые отношения с животными — вплоть до взаимной любви» (146).

Посредством воспитания, распространения соответствующих моральных норм, экоэтических принципов можно взращивать, усиливать нашу заботу о диких животных и растениях. Ведь симпатия, сопереживание, эмпатия, уважение не сами по себе произрастают в нашей душе. Они действуют в тандеме с нравственными принципами. Известный гуманист Г.С. Солт писал еще в начале прошлого века: «Вместо того, чтобы поощрять в себе тупую бесчувственность, близкую к жестокости, мы должны были бы развивать в себе более высшие и отзывчивые нравственные инстинкты» (259).

И из того, что весь путь не может быть совершен сразу, не следует, что мы не должны сделать первые шаги.