Экоэтический Императив и экоэтический идеал

Экоэтический Императив — это общезначимое нравственное предписание морального отношения человека к природе и ее творениям, своего рода суть экологической этики. Он заключается в четырех базовых положениях.

1. Природа, живая и неживая, является ценной сама по себе, признается субъектом, имеющим право на существование и процветание, вне зависимости от ее полезности, бесполезности или вредности для человека.

2. Экоэтические нормы и правила также распространяются на взаимодействие человека с природой (с дикой флорой и фауной), которое строится на основе равноценности и равноправия.

3. Разумность и культура налагают на человека исключительные обязанности по отношению к природе (ее дикой флоре и фауне).

4. Природоохранная деятельность определяется в первую очередь необходимостью сохранять природу (биоразнообразие) ради нее самой.

Выполнение Экоэтического Императива может привести (хотя бы частично) к достижению экоэтического идеала. Под экоэтическим идеалом понимается такое сообщество или мир, где благо живых существ и экосистем может быть достигнуто одновременно с (частично контролируемым) удовлетворением человеческих потребностей. Основная функция идеала состоит в том, чтобы показать направление движения по пути морального совершенствования.

Экоэтический идеал — это условие жизни на Земле, при котором люди могут преследовать свои личные интересы и вести принятый в их культуре образ жизни, в то же время позволяя диким животным и растениям в огромном разнообразии экосистем вести беспрепятственное существование. Или, говоря проще, живя, давать жить другим.

Большинство из нас в современном мире воспитывалось в антропоцентрической культуре, в которой врожденное верховенство человека над дикими животными и растениями считалось дарованным свыше. Поэтому людям необходимо иметь моральную силу, дабы избавиться от этого ложного чувства превосходства над другими живыми существами, и научиться относиться к ним с добротой, уважением и симпатией.

Нередко приходится слышать, что зачем говорить об идеале, когда нужно вначале накормить людей. Однако нам кажется очень сомнительной эта «пирамида Маслоу» — «мол человек начинает интересоваться идеальным, когда наестся досыта». Наоборот, в дни голода, холода, унижений так нужны утешающие и вдохновляющие мечты и идеалы.