Все больше людей склоняется к той мысли, что миру угрожают не только гонка вооружений, региональные конфликты и социальная несправедливость, но и отсутствие должного уважения к природе, ограбление природных ресурсов и ухудшение окружающей среды. Ощущение нестабильности, которое рождается в результате подобной ситуации, развивает коллективный эгоизм, неуважение к другим и нечестность.

Многие этические ценности, фундаментально важные для развития мирного общества, особенно уместны в рамках экологического вопроса. Тот факт, что многие нынешние проблемы тесно между собой связаны, подтверждает необходимость тщательно скоординированных решений, основанных на морально-связном мировоззрении.

Для христиан такое мировоззрение коренится в религиозных убеждениях, построенных на божьем откровении. Именно поэтому я бы хотел начать с размышления о библейском описании создания мира. Полагаю, что даже те, кто не разделяет те же самые убеждения, найдет немало достойного внимания.

"И Бог увидел, что она хороша"

В книге Генезиса, где Бог делает первые откровения перед человечеством, есть знаменитые слова: "И Бог увидел, что она хороша." После того, как Бог создал небеса, море, землю и все что в ней содержится, Бог создал женщину и мужчину. Здесь ударение явно усиливается: "И бог увидел, что все, что он сделал и видел, было очень хорошим" (Ген. 1:31). Бог вручил все созданное мужчине и женщине, и лишь тогда он смог отдохнуть "от своей работы" (Ген. 2:3).

Призвание Адама и Евы как помощников Созидателя способствовать появлению тех способностей, которые отличают человека от всех других существ. В то же самое время их призвание послужило причиной установления тесных взаимоотношений между человечеством и всеми другими существами. Созданные по божьему подобию, Адам и Ева должны были проявить свою власть над Землей с мудростью и любовью. Вместо этого, они уничтожили существующую гармонию своими сознательными действиями против плана Божьего, то есть, совершив грех. Результатом этого было не только последовавшее братоубийство, но и "восстание земли" против человека. Все созданное как бы лишилось своей целесообразности и стало вместе со всеми сынами Божьими ожидать Славного Освобождения.

Христиане верили в то, что Смерть и Воскрешение Христа окончательно примирило человечество с Отцом, который "примирился благодаря Христу со всеми существами, как на земле, так и на небесах, причиной тому была кровь на его кресте". Тем самым мир был обновлен. Некогда он был подвержен греховности и гниению, но сейчас получил новую жизнь, и "мы ожидаем новых небес и новой земли, где обитают праведники". Так, Отец "сообщил нам со всей мудростью и проникновением свое намерение воплотить во Христе идею целостности всего сущего, объединить в нем всех существ, как на земле, так и на небе". Эти библейские идеи помогают нам лучше понять связь между деятельностью человека и всеми другими существами. Если человек не поддержит идею Творца, он станет причиной нарушения гармонии и порядка во всем мире. Если человек не будет пребывать в мире с Богом, то сама земля не будет пребывать в мире: "Поэтому земля скорбит и все ее обитатели чахнут, и звери полей, птицы небес и рыбы моря исчезают". Ощущение того, что земля "страдает", испытывают и те, кто не придерживается нашей веры в Бога. Усиливающееся опустошение природы очевидно всем. Причиной его является поведение тех людей, которые проявляют черствое неуважение к скрытым, и все же ощутимым требованиям порядка и гармонии, управляющим самой природой.

Люди обеспокоено спрашивают, возможно ли исправить причиненный ущерб. Ясно, что лучшее управление, или более рациональное использование земных ресурсов, каким бы важным это ни было, достаточным решением не будет. Мы должны определить корень проблемы и исправить тот глубокий моральный кризис, одним из печальных аспектов которого является уничтожение окружающей среды.

Экологический кризис: моральная проблема

Некоторые элементы нынешнего экологического кризиса раскрывают его моральный характер. В первую очередь, следует указать на бездумное применение плодов научно-технологического прогресса. Многие недавние открытия и достижения явно принесли человечеству пользу. Действительно, они демонстрируют благородный характер человеческого призвания, связанного с ответственным участием в божественных созидательных действиях в мире. Но сейчас нам становится ясно, что использование этих открытий привело к очень пагубным последствиям. Мы поняли, что мы не можем вмешиваться в одну область экосистем, не обращая при этом внимания на последствия такого вмешательства, проявляющиеся в других областях, и на благо будущих поколений.

Огромную долю вины в экологических проблемах несет наша мораль; отсутствие уважения к жизни очевидно в том, как мы загрязняем нашу окружающую среду. Часто интересы промышленности оказываются приоритетными по сравнению с благом рабочих, а интересы экономики - по сравнению с благом целых народов. В таких случаях, загрязнение или уничтожение окружающей среды является результатом антиестественного видения, которое временами выливается в презрение к человеку. Также оказывается разрушенным тонкий экологический баланс, к чему приводит бесконтрольное уничтожение животной и растительной жизни, или безудержная эксплуатация природных ресурсов. Все это, пусть даже и осуществляемое во имя прогресса и блага человечества, в итоге обернется человечеству одними бедами.

И наконец, огромные возможности, открывающиеся в области биологических исследований, не могут не заставить нас серьезно встревожиться. Мы еще не в состоянии оценить последствия "смелых" генетических манипуляций и развития новых форм растительной и животной жизни, не говоря уже о недопустимых экспериментах, касающихся происхождения самой человеческой жизни. Ни для кого не является секретом то, что в такой щепетильной области равнодушие к основным этическим нормам, или их отрицание, подводит человечество к самому порогу самоуничтожения.

Уважение к жизни, и прежде всего к достоинству человека, является нормой для любого полноценного экономического, промышленного или научного прогресса.

В поисках решения

Теология, философия и наука в один голос говорят о гармоничной вселенной, о "космосе", наделенном его собственной целостностью, динамичной сбалансированностью. Этот порядок следует уважать. Человечество призвано исследовать этот порядок, изучать его с должной заботой и пользоваться им, обеспечивая в то же время его целостность.

Нельзя пренебрегать эстетической ценностью всего сущего. Наши встречи с природой могут по-настоящему нас исцелить; созерцание ее великолепия вселяют в нас умиротворение и спокойствие. В Библии неоднократно говорится о положительности мира, призванного прославить Бога. Не меньшее впечатление оставляют труды человеческие. Даже города могут обладать своей красотой, которая должна побуждать людей заботиться о своей окружающей среде. Правильное городское планирование является важной частью защиты окружающей среды, и уважение к природным очертаниям земли - необходимое условие здравого экологического развития. Связью между хорошим эстетическим обучением и поддержанием здоровой окружающей среды пренебречь никак нельзя.

Экологический кризис: общая ответственность

В наши дни экологический кризис обрел такие масштабы, что стал касаться каждого. Как я уже говорил, его различные аспекты демонстрируют потребность в согласованных усилиях по установлению обязанностей на всех уровнях. Это не только сродни попыткам построить настоящий мир, это конкретный способ утверждения этих усилий. Если экологический кризис рассматривать в более широком контексте поиска мира в пределах общества, мы сможем лучше понять то, что Земля и ее атмосфера говорят нам: а именно то, что во вселенной имеется порядок, который следует уважать, и что человек, наделенный способностью свободного выбора, обладает также и ответственностью по сохранению этого порядка ради блага будущих поколений. Еще раз повторяю, что этот экологический кризис содержит в себе большую моральную подоплеку.

Даже люди, не придерживающиеся религиозных убеждений, но обладающие острым чувством ответственности за общее благо, признают свой долг по восстановлению здоровой окружающей среды. И с еще большей ответственностью к решению этой проблемы должны подходить те люди, которые верят в Творца и, следовательно, убеждены в существовании мирового порядка и единства. Христиане в особенности, полагают, что их ответственность по отношению к природе и Богу является существенной частью их веры. Поэтому они прекрасно понимают, какая огромная сфера межрелигиозных отношений открывается перед ними.

В завершение этого послания я бы хотел напрямую обратиться к моим братьям и сестрам по католической церкви, и напомнить им об их серьезном долге заботиться о всем мире. Обязательства верующих по сохранению здоровой окружающей среды напрямую связаны с их верой в Творца, с их признанием последствий первородного и личного греха, с их уверенностью в искуплении наших грехов Христом. Уважение к жизни и личности человека распространяется и на все существующее в мире, который призван, как и человек, восхвалять Господа.

В 1979 г. я объявил Святого Франциска Ассизского небесным покровителем тех, кто помогает окружающей среде. Франциск являл собою пример подлинного и глубокого уважения всего сущего. Он был другом бедных и любимцем божьих существ, и убеждал все существа - растения, животных, даже Брата Солнца и Сестру Луну - возносить похвалу Господу. Франциск Ассизский убеждает нас в том, что будучи в мире с Богом, мы будем обладать большей решимостью и возможностями создавать мир с другими существами, который невозможно воспринимать отдельно от мира среди людей.

Я надеюсь, что пример Франциска Ассизского поможет нам сохранить ощущение "братства" со всеми хорошими и красивыми вещами, которые создал Всемогущий Господь. И пусть он напоминает нам о нашей серьезной обязанности уважать их и заботиться о них в свете высшего братства, существующего в пределах человеческой семьи.

Опубликовано: This sacred earth: religion, nature, environment. Ed. R. Gottlieb. London and New York: Routledge, 1996. P. 230-238. Сокращ. пер. с английского С. Колоса.