УВАЖАЕМЫЙ ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ!

Поздравляем Вас с победой на выборах Президента Украины. Мы искренне надеемся, что она станет началом перемен к лучшему.

Нет никаких сомнений, что такие изменения сейчас крайне необходимы, поскольку демократическое развитие Украины, ее интеграция в Европейское сообщество были невозможны при ушедшем политическом режиме. За последние годы массово распространилось использование ценных природных объектов вопреки действующему законодательству, в пользу определенных госчиновников — либо через присвоение ими ценных природных объектов, либо ради получения доступа к бюджетным средствам. Неконтролируемое уничтожение территорий дикой природы в последние годы приобрело массовые масштабы.

В отличие от Украины последних лет, в цивилизованных государствах заповедники и национальные парки являются настоящей национальной гордостью, в Канаде они даже входят в тройку главных символов нации — после герба и гимна государства. Степень культурности и гуманности страны, гарантия соблюдения прав дикой природы зависит от состояния сети природных резерватов. Такое отношение было заложено и украинским законодательством — в соответствии с Законом Украины «О природно-заповедном фонде Украины», природно-заповедный фонд является национальным достоянием. Он состоит из участков, природные комплексы которых имеют особую природоохранную, научную, эстетичную, рекреационную и другую ценность. Как сохранение ценности определенной территории является целью создания заповедника или национального парка, так требования относительно сохранения этой ценности определяют его охранный статус, и могут быть единственными причинами его изменения... К сожалению, статусы украинских охраняемых территорий в последние годы изменялись абсолютно на других основаниях, противоречивших действующему законодательству.

За последние несколько лет в результате застройки утратили части своих территорий природные заповедники «Мыс Мартьян» и Ялтинский горно-лесной, Никитский ботанический сад, Мисхорский, Массандровский и Форосский парки-памятники садово-паркового искусства (Крым); Донецкий ботанический сад; Пуща-Водица и парк-памятник садово-паркового искусства «Феофания» (Киев).

Перед угрозой потери части территории оказались национальный природный парк «Святые горы» (Донецкая обл.), Национальный ботанический парк (Киев) и региональный ландшафтный парк «Гранитно-Степное Побужье» (Николаевская обл.). В «царские охоты» были преобразованы Крымский природный заповедник, Азово-Сивашский национальный природный парк (Херсонская обл.); региональный ландшафтный парк «Трахтемиров», Залесское, Днепровско-Тетеревское и Белозерское охотхозяйства (Киевская обл.). Формально были созданы Казантипский природный заповедник (Крым), национальные природные парки Галичский (Ивано-Франковская обл.) и «Гомольшанские леса» (Харьковская обл.).

Фактически не выполняется «Общегосударственная программа формирования национальной экологической сети Украины на 2000–2015 годы» в части создания новых заповедников и и национальных природных парков. А территории, которые должны были заповедаться, тем временем приватизируются.

И настоящим фарсом в глазах не только украинцев, но и европейского сообщества, стало уничтожение украинской властью Дунайского биосферного заповедника (Одесская обл.).

Развитие цивилизованного государства невозможно без экологической составляющей так же точно, как и без экономической и социальной составляющих. Поэтому мы надеемся, что новая власть Украины не только не будет допускать подобных злоупотреблений в своей деятельности, но и пресечет нарушения, которые ей «достались в наследство».

В частности, МЫ СЧИТАЕМ НЕОБХОДИМЫМ:

1. Немедленно прекратить давление на администрацию Дунайского биосферного заповедника, в частности — закрыть сфабрикованную по жалобе директора госпредприятия «Дельта-Лоцман» В. Бездольного уголовное дело № 051200400099.

2. Остановить давление на судей всех уровней, происходящее во время рассмотрения ими исков и жалоб, которые касаются Дунайского биосферного заповедника и сооружения канала Дунай — Черное море.

3. В соответствии с нормами национального законодательства, международными обязательствами Украины и в соответствии с обещаниями, данными правительством Украины официальной делегации Еврокомиссии прекратить любые действия по сооружения канала через гирло Быстрое до объективной всесторонней оценки данного проекта с привлечением международных экспертов, экспертов Национальной Академии наук Украины и общественности, и с обязательным учетом их выводов.

4. Отменить Указ Президента Украины «О расширении территории Дунайского биосферного заповедника» от 2.02.04 № 117/2004 и Указ Президента Украины «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 6 июня 2003 года «О состоянии выполнения Указа Президента Украины от 10 августа 1998 года № 861 «О создании Дунайского биосферного заповедника» и перспективы строительства судоходного пути Дунай — Черное море» от 10 июня 2003 № 502/2003 как не отвечающие международным обязательствам Украины и нарушающие национальное законодательство.

5. Провести Оценку влияния на окружающую природную среду I и II этапов рабочего проекта «Создание глубоководного судового хода Дунай — Черное море на украинском участке дельты» с привлечением международных экспертов, экспертов Национальной Академии наук Украины и общественности.

6. Осуществить комплексное социально-экономическое исследование вариантов сооружения судового хода Дунай — Черное море через украинскую часть дельты, и на основании его выбрать экономически, социально и экологически наиболее оптимальный вариант.

7. Проверить целевое использование средств ГП «Дельта-Лоцман» при сооружении канала на гирле Быстрое и Украинским научно-исследовательским центром экологических проблем при подготовке «Проекта организации территории и охраны природных комплексов Дунайского биосферного заповедника».

8. Уволить заместителя министра охраны окружающей природной среды А. Гриценко и заместителя начальника Государственной службы заповедного дела Минприроды С. Комарчука, как государственных служащих, вместо выполнения служебных обязанностей использовавших свое служебное положение для лоббирования интересов Минтранса.

9. Пересмотреть с участием научной и экологической общественности площадь и конфигурацию Ялтинского горно-лесного природного заповедника. (При потере определенными участками заповедника природной ценности — расследовать причины деградации этих участков и привлечь виновных в ней к ответственности, обеспечить восстановление деградированных участков, а если реабилитация невозможна — вывести из состава заповедника, рассмотрев необходимость компенсации его площади.

10. Отменить сокращение площади Донецкого ботанического сада, произошедшее в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины «О передаче целостного имущественного комплекса дендрария в сферу управления Донецкой облгосадминистрации» от 1 июля 2002 г. № 352-р и Указом Президента Украины «Вопрос Донецкого ботанического сада Национальной академии наук Украины» от 10 ноября 2004 года № 1392/2004; и восстановить его площадь до начальной — 275,5 га.

11. Пересмотреть реализацию проекта по достройке Ташлыкской ГАЭС как угрожающего сохранению природно-культурного наследия украинского народа.

12. Переподчинить Крымский природный заповедник, Азово-Сивашский и Галичский национальные природные парки и национальный природный парк «Гомольшанские леса» ведомствам, профессионально ведущим заповедное дело — Минприроды или НАН Украины.

13. Создать:

• заповедники и национальные парки, организация которых предусмотрена «Общегосударственной программой формирования национальной экологической сети Украины на 2000–2015 годы», в частности: национальный природный парк на базе регионального ландшафтного парка «Гранитно-Степное Побужьё» и «Нижнеднестровский национальный природный парк» в дельте Днестра;

• заповедники или национальные парки на базе Залесского, Днепровско-Тетеревского и Белозерского охотхозяйств Киевской обл.;

• национальный природный парк на месте бывшего военного полигона на севере Керченского полуострова (Крым).

14. Включить:

• всю территорию мыса Казантип в Казантипский природный заповедник;

• территорию Тихой бухты в состав Карадагского природного заповедника;

• ландшафтный заказник «Коса Обиточная» в состав Приазовского национального природного парка.

15. Проверить соответствие функционирования регионального ландшафтного парка «Трахтемиров» требованиям экологического законодательства.

16. Прекратить отрицательную и противозаконную практику охоты высших госчиновников на территориях природно-заповедного фонда Украины, в частности — в Ялтинском горно-лесном и Крымском природных заповедниках и в Азово-Сивашском национальном природном парке.

17. Принять немедленные меры к вынесению в натуру границ всех территорий и объектов природно-заповедного фонда Украины, в первую очередь заповедников и национальных парков, как ценнейших земель государства, и выдать им акты на право пользования землей.

18. Восстановить и закрепить законодательно практику резервирования ценных природных территорий под будущие территории и объекты природно-заповедного фонда Украины.

19. Проверить современное состояние природного заповедника «Мыс Мартьян», Никитского ботанического сада; Мисхорского, Массандровского и Форосского парков-памятников садово-паркового искусства, в частности, законность уменьшения их площади и/или конфигурации.

20. Проверить законность решений Киевсовета относительно переведения земель Пущи-Водицы и парка-памятника садово-паркового искусства «Феофания» в зону жилой застройки.

21. Выдать акт на землепользование на всю территорию Национальному ботаническому саду им. Гришко, прекратить давление на его руководство и трудовой коллектив, которое совершается, чтобы отобрать у НБС часть особо ценных земель в пользу незаконно зарегистрированного Ионовского монастыря УПЦ Московского патриархата.

22. Создать наподобие кадастров США, Канады и др. стран кадастр территорий дикой природы Украины.

Негативные процессы в заповедном деле Украины не только позорят нашу страну в глазах мирового сообщества, но и служат для других стран СНГ дурным примером безнаказанного наступления на природное наследие. Мы надеемся, что у новой украинской власти хватит политической воли и силы на преодоление этих процессов.

Со своей же стороны экологическая общественность готова оказывать содействие реализации этих мероприятий, и будет осуществлять общественный контроль за состоянием особо охраняемых природных территорий Украины.

С уважением, С. Шапоренко, О. Листопад, В. Борейко, всего более 120 подписей из 6 стран.